Центр экономики непрерывного образования

 

20 октября 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Актуальные вопросы общего образования и дополнительного образования детей в оценке родителей школьников – что изменилось? (результаты социологического исследования 2023 года)».

В работе экспертного семинара приняли участие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, филиалов РАНХиГС, организаций общего образования и дополнительного образования детей, институтов развития образования, ведущие эксперты.

Модератором семинара выступил ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, к.э.н. А.C. Тищенко.

В докладе научных сотрудников ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новиковой и Г.С. Токаревой «Актуальные вопросы общего образования и дополнительного образования детей в оценке родителей школьников: результаты социологического исследования» было представлено обобщённое мнение родителей учащихся школ по вопросам качества и доступности школьного образования и дополнительных занятий. По сравнению с прошлым годом отмечен рост доли опрошенных, сообщающих о возникновении существенных проблем в знаниях ребенка при оценке влияния вынужденных ограничений на качество усвоения материала. Все больше родителей считает затруднительным прохождение государственной итоговой аттестации с высокими результатами без дополнительных занятий. В связи с этим выросла потребность в посещении дополнительных занятий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ликвидации пробелов в знаниях и улучшения успеваемости по школьным предметам, а также приобщения к научно-техническому творчеству. Вместе с тем, большинство родителей готовы рекомендовать школу, в которой учатся их дети, другим семьям.

Директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, д.э.н. Т.Л. Клячко отметила противоречивую ситуацию: родители хвалят школу, несмотря на слабую подготовку к выпускным экзаменам. Заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России, к.п.н. И.В. Каракчиева отметила наиболее востребованные у семей направленности дополнительного образования, а также сформулировала проблемный вопрос о том, меняется ли модель отношения родителей к школе и в чем причины возможного изменения. Заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина поделилась мнением о том, что родителям психологически трудно признать плохой школу, в которой учатся их дети. Модератор семинара А.С. Тищенко предположил, что в период пандемии коронавируса ученики выпускных классов продолжали активно готовится к экзаменам, в то время как остальные обучающиеся снизили активность в освоении программы, вследствие чего возросла потребность в дополнительных занятиях и негативная оценка школы в части подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Возможно, некоторые родители проявляли недостаточное внимание к организации и контролю дистанционного обучения детей в период пандемии, и поэтому не перекладывают на школу всю ответственность за снижение успеваемости.

Ведущий научный сотрудник Центра изучения приоритетных направлений развития образования ФИРО РАНХиГС, к.п.н., доцент И.Н. Попова выступила с докладом «Потенциал дополнительного образования в решении проблемы профилактики деструктивных явлений в детской и подростковой среде». В докладе были представлены результаты анализа сложившейся ситуации и оценка возможностей дополнительного образования при работе с детьми социально уязвимых категорий, включая приоритеты выбора направлений, эффективные форматы, решения по дальнейшему развитию. Анализ был проведен с учётом мониторинговых исследований, отчётных и программных документов, результатов опроса профессионального и экспертного сообщества. Согласно представленным оценкам охват детей социально уязвимых категорий, в том числе из малообеспеченных семей и находящихся в трудной жизненной ситуации, остаётся на уровне ниже, чем в целом по контингенту детей.

В ходе обсуждения отмечены значимые социальные эффекты дополнительных занятий с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что обосновывает активные меры по их вовлечению в дополнительное образование с обеспечением возможности непрерывного обучения. Вместе с тем оценка реализации таких мер осложнена отсутствием статистических данных о среднегодовой продолжительности занятий на одного обучающегося в рамках реализации программ дополнительного образования по категориям обучающихся и направлениям программ.

Президентская академия – национальная школа управления